headerTop
Онлайн-запись к венерологу

Боевой путь бойца. МАТЫСКИН Н.П.


Боевой путь
воина-сибиряка Матыскина Николая Петровича


Матыскин Николай Петрович родился 14 марта 1928 года в деревне Могильники Кожевниковского района Новосибирской (в настоящее время Томской) области.
Его отец – Матыскин Петр Григорьевич, мать – Матыскина (девичья фамилия Семенова) Мария. Родные братья – Сергей, Александр.


9 августа 1942 года, когда немецкие войска стояли под Москвой, после исполнения 18 лет, Матыскин Н.П. и, несколько днями спустя, его земляки (Вторушин Александр Константинович, Ромашов Александр Васильевич) были призваны Кожевниковским районным военным комиссариатом (далее – РВК) Новосибирской (в настоящее время Томской) области для прохождения военной службы в РККА и были направлены в Асиновское военное пехотное училище (далее - АВПУ) Новосибирской (в настоящее время Томской) области для военной подготовки, где и был зачислены курсантами этого училища.


Асиновское военное пехотное училище было образовано оно в январе 1942 года, основой которого стало передислоцированное в Сибирь в начале войны Киевское военное пехотное инженерное училище и начало подготовку, и со 2 марта 1942 года начало готовить по 6-ти месячной программе командиров младшего и среднего звена, способных грамотно, с учётом требований боя того времени, руководить воинскими подразделениями - от отделения до батальона. Деятельность свою АВПУ закончило в 1946 году.
В состав училища входило 5 батальонов: пулемётный, миномётный и 3 стрелковых. В одном городке с училищем размещалась 15-я снайперская школа Сибирского военного округа.


Проучились сибиряки в АВПУ шесть месяцев. Но какими напряженными были эти полгода. Походы, учения, марш-броски... Бывало, по нескольку суток в сибирских зимних условиях не возвращались и казармы. И тысячу раз прав великий полководец А. В. Суворов: «Тяжело в учении - легко в бою». Курсанты хорошо освоили тактику боя, овладели оружием, за¬калились физически и духовно.


В феврале 1943 года курсанты-выпускники АВПУ, поднятые по тревоге, были погружены в теплушки воинского эшелона и были направлены в Подмосковье, за тысячи километров от родных мест. Эшелон прибыл на станцию Мятлевскую населенного пункта Мятлево Ка¬лужской (ранее Смоленской) области. Ночь. Где-то далеко едва угадывались бои, доносился отдаленный гул канонады. Там был фронт.


24.02.1943 прибывшие выпускники АВПУ Матыскин Н.П., Вторушин А.К., Ромашов А. В. были зачислены в состав 3 отдельного стрелкового батальона (далее - осб) 36 отдельной стрелковой бригады (далее - осбр), костяком подразде¬лений которой составили курсанты – асиновцы и которую часто стали называть курсантской бригадой, так как состояла из недавнишних курсантов.


Уже в первых сражениях воины-сибиряки проявили мужество и отвагу. Враг не выдерживал натиска наших войск, отступал, ос¬тавляя на земле черный след пепелища сел и развалины, сотни расстрелянных советских патриотов.


В начале лета 1943 года начались наступательные, ожесточенные бои наших войск по очистке земли Подмосковья от немецких войск, в которых в составе 3 осб 36 осбр принял участие и Матыскин Н.П.


Боевой путь бригады (Рис.1) в это время проходил, в основном, по Варшавскому шоссе через населенные пункты Юхнов, Спас-Деменск, Рославль. Бои носили исключительно упорный характер, каждый населенный пункт брали ценой больших потерь. Одним из многих таких населенных пунктов, освобожденных 5.09.1943 бойцами 36 осбр от немецких войск, стала деревня Левченково (на картах сегодняшнего времени ее нет), располагающуюся в то время 2 км севернее населенного пункта Крапивна Рославльского района Смоленской (сейчас Калужской) области.



4.09.1943, за день до предстоящих тяжелых боев бригады 5.09.1943 за освобождение д.Левченково от немецких войск, как бы предчувствуя предстоящее впереди страшное, Матыскин Н.П. отправляет родным почтовую карточку.



6.09.1943 в районе д.Левченково, недалеко от нас. пунктов Крапивна, Сергеевка, осколками рядом разорвавшейся немецкой мины Матыскин Н.П. был тяжело ранен в голову (проникающее ранение черепа), грудь и руку. В этот же день два его земляка Вторушин А.К. и Ромашов А. В. погибли  и, в последствие, захоронены в братской могиле 500 м севернее д.Левченково, примерно 2-2,5 км северо-западнее д.Крапивна.

Вытаскивала с поля боя раненного Матыскина Н.П. молодая санинструктор – девушка, которая делала это с плачем, по причине трудности выполнения этой задачи. Матыскин Н.П., придя спустя некоторое время после ранения в сознание, несмотря на то, что половина тела (половина лица, одна нога, одна рука) была парализована, начал помогать санинструктору - девушке в вытаскивании его с поля боя, отталкиваясь от земли одной подвижной ногой, преодолевая адскую боль. После ранения Матыскин Н.П.  прошел долгий, в течение 6 месяцев, путь лечения в трех звакуационных госпиталях (далее – ЭГ): ЭГ№2871 (нас. пункт Спасское), ЭГ №5016 (госпиталь восстановительной хирургии г. Москва, недалеко от м. Новослободская), ЭГ №5965 (г. Свердловск).  

Впоследствии половина лица и рука, потерявшие ранее способность управляться,  восстановили свою подвижность, а  нога, к большому сожалению, нет, в результате чего с 18 лет Матыскин Н.П. не смог не только бегать, но и передвижение с ногой, потерявшей подвижность, даже с костылем, которым он  стал пользоваться, стало для него большой пыткой. 4.03.1944  военно-врачебной комиссией ЭГ №5965 (г. Свердловск) Матыскин Н.П.  был признан негодным для прохождения военной службы, признан инвалидом Великой Отечественной войны 1-ой (в последствие - 2-ой) групп. 

Ориентировочно, в марте-апреле 1944 года  Матыскин Н.П. прибыл в родную деревню.   Жизнь в послевоенное время   Не без помощи родственников, Матыскин Н.П., построил в своей родной деревне небольшой бревенчатый домик, в котором, впоследствии, стал жить со своей женой и детьми.

После того, как росла семья, в составе которой стало 5 детей (Галина 1946 г.р., Людмила 1950 г.р., Александр  1951 г.р., Владимир 1960 г.р., Виктор 1962 г.р.), семья перешла жить в половину бревенчатого дома из кедра общего размера 8м х 9м, площадью половины около 4,5 м х 8 м, оставшегося после смерти в 1962 году матери своей жены, возраст которого составлял в то время порядка 140 лет. Три сына Матыскина Н.П. посвятили себя военной службе Отечеству, два из них были награждены также, как и их отец, орденами, один является кандидатом военных наук.  



Жить в ХХ веке в неэлектрофицированной сибирской деревне было тяжело здоровым ее жителям, а что говорить о жизни инвалида ВОВ 2-ой группы, так как приходилось ему и его жене, чтобы прожить, выполнять различную работу. Большинство физической нагрузки по выполнению различных работ легло на плечи жены Матыскина Н.П. – на Веру Прохоровну, которой пришлось часто ездить на заготовку дров, на лошадях за сеном и выполнять другую, тяжелую, мужскую работу.  Деревню, в конце 60-х годов ХХ века, электрофицировали, правда, на очень короткий промежуток времени, поставив дизельную электростанцию, установив столбы, проложив по столбам электрический аллюминевый провод, который завели в дома, также смонтировав по стенам домов электрические провода, розетки, лампочки освещения, что частично облегчило жизнь семьи Матыскина Н.П.


Матыскин Н.П. со своей женой  Матыскиной (Арефьевой) Верой Прохоровной в послевоенные годы  


Спустя 30 лет после ранения, в 70-е годы ХХ века, Матыскин Н.П., обратился к своей жене Матыскиной (девичья фамилия Арефьевой) Вере Прохоровне с необычной просьбой «Вера, что-то начала чесаться грудь, в районе солнечного сплетения, надень очки, посмотри что там такое». Вера Прохоровна, одев очки, рассмотрев расчесанное место на груди, сказала: «У тебя что-то там блестит». Совместными усилиями они извлекли из груди блестящий предмет, которым оказался зазубренный, осколок немецкой мины размером примерно 7 мм х 7 мм х 5 мм, который более 30 лет находился в теле Матыскина Н.П.


В коже одной из рук, в районе попадания осколка немецкой мины, имелось втянутое, в виде небольшой воронки диаметром 4-5 см, углубление.


С другими осколками немецкой мины, которые находились в голове, Матыскин Н.П. прожил более 40 лет, до конца своих дней на этом свете. Врачи того времени не рекомендовали извлекать их из головы, аргументируя это тем, что при хирургическом извлечении осколка, возможны другие повреждения мозга.

Умер Матыскин Н.П. 17.05.1985 в возрасте 61 год.